Получить презентацию
+7 (495) 744-33-30
+7 (925) 926-00-55
EN RU
Обратный звонок

Инсталляция polar m: ожившая красота невидимого

Совместная работа Carsten Nicolai и Marko Peljhan, технологическая инсталляция polar m [mirrored], превратила процессы на уровне элементарных частиц в подвижные образы из света и звука. Она живо реагировала на присутствие зрителя, неизбежно нарушавшего физические поля в её основе, подчеркивая связь между всеми материальными объектами. Произведение искусства, построенное на работе точных приборов, объединило в себе красоту видимого и неосязаемого мира.

Искусство как отдельный организм

Авторы polarm, выставленной в 2010-2011 гг. в японском Yamaguchi Center for Arts and Media, составляют необычный дуэт. Немец Carsten Nicolai – звуковой художник и музыкант, выступающий под псевдонимом Alva Noto, приверженец экспериментальных электронных стилей. Его партнёр Marko Peljhan – театральный режиссёр из Словении, принимавший участие в ряде проектов на стыке науки и искусства. Их произведение явилось логическим продолжением предыдущего труда polar, принесшего им обоим премию ЮНЕСКО.

Инсталляция занимала всё пространство огромного тёмного помещения. Камни различных размеров и форм были выложены в строгой последовательности. Четыре самых больших постоянно исследовала роботизированная рука, считывавшая их радиационный фон. К этим данным добавлялись показания высокочастотного радиоприёмника, улавливавшего электромагнитное поле зала.

Всё это служило основой для создания «живой» светозвуковой ткани, наблюдать которую зритель мог в комнате, размещённой в центре инсталляции. Её стены, пол и потолок играли роль экранов для динамичных полотен из точек, пятен, линий света. Вместе с причудливыми электронными звуками они являлись отражением поведения недоступных глазу волн. При этом каждый посетитель невольно задевал их невидимые поля – и мог сразу же видеть, как его присутствие сказалось на картине этого микромира.

Многогранное решение

Большинство элементов инсталляции были не только её художественным оформлением, но и выполняли вполне практические функции. Счётчики Гейгера при входе замеряли уровень альфа-, бета- и гамма- излучений от камней, осматриваемых сенсором механической руки. Сама рука была запрограммирована на непрерывный обзор близких предметов, что дополняло образ самостоятельной жизни экспоната.

Приёмник, настроенный на высокие частоты, предназначался для снятия электромагнитного поля помещения. Все полученные данные объединялись и обрабатывались специальным ПО: на их основе оно в реальном времени рисовало подвижные узоры и синтезировало звуки.

Ещё одна важная часть технического оснащения – комната из полупрозрачных панелей, на которые проецировались полученные изображения. Проекторы при этом располагались снаружи неё, что позволяло вошедшему оказаться полностью окружённым «живыми» полотнами.

Каждая частица имеет значение

Инсталляция polarm развивает концепцию взаимодействия со зрителем, популярную в современном искусстве. Используя идеи квантовой физики, она затрагивает темы зависимости наблюдений от самого наблюдателя и невозможности избежать воздействия на изучаемый предмет.

Произведение «живёт» автономно до появления посетителя – но после реагирует на каждое его действие. Это не только на время исключает его из внешней обстановки, побуждая исследовать новое пространство, но и заставляет задуматься о месте каждого объекта в мире и своём влиянии на него.

Сочетание физических объектов, звука и света позволяет добиться впечатляющего эффекта погружения – вне зависимости от контекста происходящего. Все технологии, использованные в инсталляции, доступны для производства в России и могут с успехом применяться не только в искусстве: например, для привлечения клиентов и партнёров на отраслевой выставке. «Филин Про» перенимает зарубежный опыт психологического диалога пространства со зрителем, чтобы создавать экспозиции, удерживающие внимание посетителей разносторонним взаимодействием.

© Филин ПРО, 2017
© Фото с сайтов carstennicolai.de и special.ycam.jp